⠀⠀В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребёнком у малышей складывается определённый тип привязанности к отцу и матери.
⠀⠀Одно из главных положений теории привязанности состоит с том, что в своей дальнейшей жизни человек будет воспринимать модели привязанности, сформировавшиеся у него в раннем детстве при взаимодействии с родителем. Различия в типе привязанности приводит к тому, что одни люди уверенны в себе, открыты опыту, стойко переносят разлуку; другие тревожатся по поводу возможного пренебрежения, отвержения или одиночества; а третьи не доверяют окружающим, самодостаточны, замкнуты и враждебны.
⠀⠀Существует 4 типа привязанности: безопасная, избегающая, тревожная и дезорганизованная.
⠀⠀1. Безопасная привязанность — развивается, когда мать эмоционально настроена на ребёнка, отзывчива и доступна ему. Чувство безопасности развивается у ребёнка благодаря постоянному присутствию и эмоциональной отзывчивости родителей, их последовательности, надежности. При такой связи ребёнок всегда спокоен и ощущает тепло, он знает что мать поможет, если вдруг обстановка станет пугающей. В этом и есть главная сила ощущения защищенности, которое с человеком остаётся на всю жизнь. И это ощущение защищённости порождает в человеке уверенность и желание познавать мир, не бояться рисковать, потому что он в младенчестве был напитан любовью и поддержкой матери и отца. Если возникают стрессовые ситуации, особенно связанные с расставанием, то такие дети этот стресс переносят более стойко. У них нет страха отверженности. Став взрослыми, они спокойно переносят одиночество.
⠀⠀2. Избегающая привязанность — развивается как отклик на незрелых и инфантильных родителей, которые недоступны, нечувствительны и предсказуемо неотзывчивы. Ребёнок у таких родителей может долго плакать, звать родителей, но они не отзываются и не подходят к ребёнку, чтобы выяснить его потребности. Родительская фигура может быть также явно отвергающей для ребёнка, наказывающей его за малейшую провинность. Такой человек пытается прожить свою жизнь без любви и поддержки других людей. Люди, с избегающим паттерном привязанности, переживая негативное состояние, стресс отвергают или обесценивают важность межличностных отношений, также они сдерживают либо чрезмерно сильно выражают эмоции и избегают интимной близости. Они заполняют пустоту в отношениях привычным для них беспокойством и повторяющимся фантазированием.
⠀⠀3. Тревожная привязанность — так же, развивается как отклик на незрелых и инфантильных родителей, которые недоступны, нечувствительны и непредсказуемы. Такие родители то ласкают и целуют ребёнка, то без всякой причины отталкивают от себя и наказывают его. Ребёнок у таких родителей никогда не уверен будет ли доступен родитель в следующий момент. У него возникает неуверенность в определении поведения. Такие дети, а в дальнейшем и взрослые люди выражают сильные эмоции и душевные страдания во время стрессовой ситуации, которые выражаются через сверхбдительность, контроль ситуации и озабоченность ею. Люди с тревожной привязанностью не в контакте со своими чувствами. Они не могут выражать свои чувства и другому человеку. Поэтому у них проблема с близостью.
⠀⠀4. Дезорганизованная привязанность — развивается у детей, которые подвергались жестокости и насилию, но при этом никогда не имели опыта привязанности. Ребёнок привыкает выживать, разрушая все границы и правила отношений, часто отказывается от привязанностей в пользу силы. Ребёнок предпочитает, чтобы его боялись. Данный тип нарушения привязанности наиболее тяжело поддаётся коррекции.
⠀⠀Теория привязанности была сформулирована Боулби (1958).
⠀⠀Понимание других людей прокладывает путь к пониманию самого себя.