Понятие нормы

«Нормальный» человек – это тот, кто остаётся адаптированным к своей среде. Личность, которая считается «нормальной», может в любой момент существования вступить в область психической патологии, включая психоз, и, напротив, психический, даже психотический больной, хорошо и своевременно леченый, сохраняет все шансы вернуться в состояние «нормы». Любой человек находится в «нормальном состоянии», какими бы не были его глубинные проблемы, пока он справляется с ними и приспосабливается как к себе самому, так и к другим, не будучи ни внутренне парализованным этими принудительными конфликтами, ни изолированным другими (больница, приют, тюрьма), несмотря на неизбежные разногласия, возникающие при общении с ними. Так описал понятие «нормальной» личности Ж. Бержере, в книге «Психоаналитическая патопсихология».

Существуют и другие критерии нормы, все зависит от предмета и области исследования.

Понятия норма и патология являются одними из важных вопросов психологии. Ей занимаются многие направления психологической науки. Данный вопрос важен и в контексте клинико-психологических вмешательств, в частности при консультативной, коррекционной работе с детьми и взрослыми, психологической терапии и психолого-педагогической практики. Категория не нормы это патология психики, подразумевающая психопатологию, а это категория психиатрии.

Рассмотрим мнения разных авторов на понятие «норма».  

Понятие «норма» достаточно широкое. По мнению А.Д. Гонеева норма должна включать в себя такие аспекты как, норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д.

А.В. Хомич выделяет следующий перечень норм, которые представляют интерес для психологии. Это нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать своё поведение человек в той или иной ситуации; нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний; нормы, связанные с развитием личности и в частности с социальными условиями и окружением. Кроме того она выделяет такие возможные критерии выделения норм как соотнесение индивида с нормами психического здоровья и социальной адаптацией.

Ю.А. Клейберг анализируя понятия «норма» и «отклонение», выделяет: норму как предписание или запрет; норму как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живёт и действует человек; норму как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции; норму как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

Репина определяет два содержания понятия норма, статистическое и идеальное. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных, а идеальная норма выступает в качестве образца и эталона, то есть все, что не соотносится с идеалом, является не нормой. Норма как идеал, некий эталон, образец, рассматривается как норма-норматив, в которую включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Интересно, что в науке существует несколько подходов к определению состояния здоровья. По мнению ряда исследователей, негативное определение здоровья, заключается в отсутствии патологии и соответствие норме, т.е. норма это синоним здоровья, а патология синоним болезни.

Позитивное определение здоровья стремится показать его автономное от болезни содержание, такого подхода придерживается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), определяющая такое состояние человека, при котором: сохранены структурные и функциональные характеристики организма; имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде; сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критериями психического здоровья по определению ВОЗ являются:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Нэнси Мак-Вильямс, американский психоаналитик, выделяет следующие 16 признаков душевного здоровья. 

  1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации. Зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями, она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого. Отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.
  2. Способность работать. Это не то же самое, что способность найти работу. Речь идёт о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы.
  3. Способность играть. Одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть чёткая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор. В совместных играх развивается способность чувствовать другого человека, получать удовольствие, развивается воображение.
  4. Безопасные отношения. Ребёнок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. 
  5. Способность к автономии. Опирается на чувство собственной силы и независимости.
  6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я. Способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других.
  7. Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго). Способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами, адаптироваться к ситуации. Не срываться, не заболевать, не использовать какой-то единственный механизм защиты на все случаи. 
  8. Реалистичная и надёжная самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.
  9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. 
  10. Способность выносить накал эмоций. Уметь оставаться с эмоциями, чувствовать их, при этом ни действовать под их влиянием. Способность выносить свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности.
  11. Рефлексия. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Проверка реальности.
  12. Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов.
  13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
  14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнёра.
  15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.
  16. Принятие того, что мы не можем изменить. Способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь. Принятие своей ограниченности.

Перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее — ориентиром, который каждый вправе сам для себя выбрать.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья. В психопатологии не существует ни одного симптома, который бы не имел аналогов в психической деятельности здорового индивида.

Словарь медицинских терминов определяет патологию как любое отклонение от нормы, имеющее отрицательное значение для функционирования организма (физиологических систем, тканей и органов), а также специализированный раздел медицинской науки, изучающий закономерности возникновения и течения болезней. Это означает, что в психопатологии, как медицинской науке центром изучения являются внешние проявления психической патологии, т.е. болезни. В таком контексте понятно медицинское определение категории здоровья – это отсутствие патологии. Человек здоров, в том числе и психически здоров, если не имеет патологии, в этом смысле он, с точки зрения медицины нормален. Психология не изучает болезнь, а изучает психологические феномены, их внутреннюю структуру и механизмы, поэтому термин патология, хоть и означает отклонение от нормы, но предполагает именно болезненное отклонение от нормы. Но мы понимаем, что не всякое отклонение от нормы психики является болезнью, поэтому термин аномалия, не смотря на свою схожесть с термином патология, является более универсальным. Всякая болезнь предполагает аномалии, но не всякая аномалия является болезнью.

Норма, на сегодняшний день, понимается как: статистическая норма, т.е. некоторая средняя величина, при этом нормальным считается такое явление, которое находится в границах средней величины; норма адаптации или адаптационный подход, согласно которому человек нормален, если хорошо приспособлен; социокультурный подход, в котором нормально то, что некоторая культура «договорилась» считать нормой; медицинская норма, как отсутствие патологии; идеальная норма, как эталон, образец.

Е.В. Корчажникова, С.Е. Павлючков.